Глава 4.

О доработке 4а28 (c моими комментариями).

Глядя на 4А28 от "Ломо", сразу понимаешь, что перед тобой находятся не динамики, а полуфабрикаты, которым очень и очень далеко до "Лафтеров". Тем не менее и от 4А28 можно получить хороший звук, правда работа кропотливая и требует спокойного расположения души.

Из всех неприятных особенностей 4А28 "Ломо" можно выделить следующие:

Многое из этого удаётся устранить. Особенно вторую - самую большую неприятность.

Неоценимую услугу конструкторы "Ломо" оказали тем, что большинство сборных деталей этих динамиков скрепляются друг с другом винтовыми и штифтовыми соединениями, только пылезащитный колпачок имеет клеевое соединение (смежники подвели - не прислали винтов подходящего калибра). Это всё помогает при доработке динамиков.

Мной установлено, что наибольший вклад в окраску звука вносят три алюминиевые прокладки между магнитной системой и корпусом диффузородержателя. На частотах, близких к основному резонансу (60...80 Гц), эти прокладки издают пронзительный дребезг. Это явление может иметь как механическую, так и электрическую природу. Не вдаваясь в подробности теоретических рассуждений, я эти алюминиевые прокладки изъял и заменил на резиновые. Дело это непростое и требует бесстрашия сердца, ну, и навыков определённых. Самый неприятный момент в разборке динамиков, а их надо полностью разобрать, - это отмачивание пылезащитного колпачка.

Самое эффективное отмачивающее средство - ацетон, но он вреден здоровью, поэтому я использую 96% спирт. Подходящего размера кисточкой спирт наносится на клеенный шов до тех пор, пока колпачок можно будет отковырнуть скальпелем аккуратно, без повреждений. Совсем чисто мне не удалось снять ни одного колпачка, поэтому небольшие ссадины на ВЧ рупоре, к которому этот колпачок был приклеен, я лечил клеем БФ-6. Дальнейший разбор динамиков тривиально прост: снимаются скобы, крепящие диффузор, отпаиваются гибкие выводы, откручиваются скобы, крепящие центрирующую шайбу, отвинчиваются винты с внутренней стороны корпуса те, что крепят магнитную систему. Керн и магнит магнитной системы я не стал разъединять. У меня не нашлось подходящих габаритов трубки для их центровки, а без этого обратная сборка магнитной системы не получится. На мой взгляд достаточно просто промазать стыки стальных шайб и магнита "88" клеем.

Далее на изготовление двух резиновых прокладок я взял старую камеру от легкового автомобиля. Используя алюминиевые прокладки в качестве шаблона, я вырезал две резиновых, похожей формы. Одна резиновая прокладка наклеивается на магнитную систему, - вторая на корпус диффузородержателя. Для склеивания рекомендую "88" клей.

Потом магнитная система прикручивается на своё место. Под головку винта имеет смысл набрать: гровер, стальную шайбу, резиновую шайбу из той же покрышки. Винты надо закручивать на одинаковую глубину, как можно плотнее. После этого стыки желательно промазать "88". Разобранный динамик являет собой обширное поле для доработок. Можно промазать не засыхающей мастикой внешний диаметр диффузора (не путать с гофром - воротником) Этой же мастикой я изнутри умастил корпус диффузородержателя: стойки и больший диаметр. Делать это надо аккуратно, не попадая на места соединений деталей динамика.

Дальше самые ответственные моменты - сборка и центровка. Для центровки надо подготовить 8 полосок плотной бумаги. В моём случае оптимально подошла бумага от старого конверта для 5’’ дискеты. Длина полосок должна быть такой , чтобы они не провалились в магнитную систему, а ширина 5...6 мм.

Внешний край гофра намазывается тщательно тонким слоем "88", так же как и край корпуса диффузородержателя, к которому приклеивается гофр. Это всё высушивается 10...15 мин. Потом все сооружение диффузора нежно укладывается на своё место, так чтобы крепёжные отверстия в центрирующей шайбе и гибкие выводы попали на своё место. В этот момент надо проявить максимум хладнокровия, чтобы раньше времени не приклеить гофр, который придерживается над местом стыка. Гофр можно окончательно опустить, после того как катушка динамика займёт осесимметричное положение относительно керна магнитной системы. На глаз не должно быть видно явного смещения осей. Дальше гофр тщательно придавливается пальцами. Это дольше объяснять, чем делать.

Для центровки полоски бумаги осторожно вертикально впихиваются в зазор между катушкой и керном магнитной системы равномерно по всёму диаметру. Потом центрирующая шайба фиксируется соответствующими скобами. После фиксации полоски бумаги надо удалить и проверить центровку, слегка нажимая пальцами на четыре точки диффузора. При нажатии не должно быть слышно и не должно ощущаться трения катушки о керн.

После всего этого приятно убедиться в том, что тон от генератора звуковых частот прослушивается чисто и ровно. После такой доработки чище звучат как низкие, так и высокие частоты, не говоря о средних. Кстати в качестве вязкой и невысыхающей мастики я нашёл хорошее средство - замазка для окон белого цвета или подкрашенная в чистые цвета. Дегтевая замазка не подойдёт, она слишком жирная.

Вторым недостатком 4А28 является достаточно высокая частота основного резонанса. Это связано, прежде всего, с жесткостью подвеса - центрирующей шайбы и гофра диффузора. Шайбу лучше не трогать, а вот гофр имеет смысл доработать. Ни чего не нашёл более эффективного, как размягчить гофр глицерином (покупается в аптеке). Но диффузор и гофр пропитаны на заводе специальным составом, с которым глицерин не справляется, ему на помощь приходит спирт. Все процедуры проводятся тонкой кисточкой.

Размачивать я решил, только углубления гофра, не затрагивая его выступающих рёбер. Это придаёт нужную гибкость и сохраняет форму гофра. Итак, впадающие рёбра гофра смачиваются сперва спиртом, потом по мокрому наносится первый слой глиценина. Глицерин впитывается 0,5...2 ч. На третьем, а то и втором слое надо остановиться, чтобы не "переборщить", ведь плотность бумаги в разных сериях может быть разной. А то, если гофр сильно разбрякнет, хорошего мало. После третьего раза чстота основного резонанса перемещается к 50...55 Гц. Дальше дело вкуса, но важно знать меру, и помнить, что ниже 45 Гц опуститься теоретически не получится.

Последней процедурой является нанесение тонкого слоя вязкой мастики на внешний диаметр дифузора лентой, шириной 5 мм. и ни последнее ребро гофра.

Все эти процедуры не только расширяют низкочастотный предел частотного диапазона динамика, но и сглаживают АЧХ.

Субъективно уменьшаются и призвуки.

Про доработку конуса ВЧ излучателя я уже докладывал. Хочу только поделиться следующими соображениями:

Потому я ограничился промазыванием клеем БФ-6 лишь узкой части конуса, что не принесло ощутимого расширения полосы. А край конуса облепил тонким слоем замазки. После этого звук стал приятнее, а АЧХ ровнее.

Самая неприятная вещь с которой пришлось столкнуться - это частотная зависимость акустического сопротивления или АЧХ рупорного ВЧ излучателя. Дело в том, что любой рупор является аналогом фильтра ВЧ со своей частотой основного резонанса, которая соответствует частоте среза. Зависимость акустического сопротивления или АЧХ рупора имеет те же особенности, что и электрические фильтры, соответствующие Батерворту, Бесселю, Чебышеву... Вот у рупора 4А28, похоже, Чебышев с неравномерностью АЧХ по акустическому давлению 6...9 дБ, и первый максимум приходится на 3 кГц, следующие максимумы кратны этой частоте. Единственное, что помогает задавить резонансы, - это поместить некий предмет, по площади равный площади раскрыва рупора, на высоте около 5 см от раскрыва. Не зря же Лафтеры приклеивают к своим динамикам "деревянные лампочки" - рассеиватели.Всё это плохо согласуется с моей конструкцией АС. Похоже, не буду я делать ни каких рассеивателей.

Вся проделанная работа позволила получить звучание динамиков 4А28 "Ломо" сравнимое с аналогичними венгерскими динамиками. Здесь опущены некоторые подробности заглушения корпусов динамиков, о которых я докладывал ранее.

Из материалов конференции Hi-Fi"Music;
Автор Горыныч <kabizdoh@hotmail.com>.
Прислали Igor Lawrow <ppp4063@sibnet.ru> и
Константин <kostja_@chat.ru> ака 2:5020/1829.2


Замечания:

Как показал опыт, снимать пылезащитные колпачки надо уже после снятия диффузора. Это очень легко делается с помощью изопропилового спирта или жидкости для заправки зажигалок (я использовал Royal Lighter Fluid). При этом равномерно смачиваются приклеенные края колпачка, через минуту смачиваются второй раз, а еще через пол минуты можно с помощю пальца (прекрасно через отверстие в катушке достает до краев колпачка) отделяем колпак от конуса. И первый (с помощью изопропилового спирта), и второй (жидкость для зажигалок) способы позволили получить колпачки без повреждений. Причем отделять жидкостью для зажигалок проще и колпачек не мнется.

Динамик разобран, снимать магнитную систему
лень, но старые алюминиевые прокладки
красиво сияют внизу...

После того, как дифузор снят надо сразу же заклеить скотчем или изолентой зазор в магнитной системе, иначе туда так и стремятся попасть металлические опилки.

Если же эти коварные отродья все же попали в зазор, не бойтесь разбирать магнитную систему совсем: отцентрировать ее очень просто даже не имея специальной центрирующей трубки. Для этого необходимо измерить внутренний диаметр отверстия вокруг керна, нарезать бумагу полосками шириной в 5-10 см и разобрав (и прочистив) магнитную систему, навивать на керн полоски бумаги, пока не достигнете измеренного диаметра. После этого, необходимо отмотать один-полтора оборота бумаги и вставить полученную бумажную трубку в отверстие верхней пластины (не снимая, естесственно, трубку с керна). После затягивания трех винтов можно вынуть трубку. Вуаля - мы получили отцентрированную магнитную систему. :-)

Заклеив зазор, необходимо промазать все стыки магнита с пластинами клеем типа "момент" (88-й действительно гадость, хотя по идее должен быть много лучше момента) и после высыхания обмотать изолентой (очень эффектно смотрятся). Для этого, с припуском в 5 мм наружу с натягом обмотать верхний шов (изолента будет загибаться на поверхность внешней пластины магнитной системы), затем без особого натяга с припуском 1-2 мм также обмотать нижний шов, и в заключение наклеить изоленту по центру магнита поверх обеих полос. Это предохранит магнит от всякого рода повреждений, да и внешний вид улучшится.

Динамик в сборе, пылезащитный
колпак пока что не приклеен.
Динамик в сборе, вид сбоку

Насчет целесообразности обклеивания корпуса диффузородержателя резиной не уверен: в АС динамик крепится за внешнее кольцо, а не за магнит, и если положить динамик на стол магнитом вверх и постучать по диффузородержателю, особых звонов не наблюдается... Хотя, чем черт не шутит? Как найду подходящие резинки, обклею и напишу...

Иван Клубков, 15.02.2001

Hosted by uCoz