Оригинал взят с сайта http://ns.omskmps.ru/ves, ныне почившего |
Автор Л. Борисов город Омск. Большой динамический диапазон, это преимущество высокочувствительных рупорных систем. Широкая и линейная (АЧХ) акустических систем - важный аспект конструкции громкоговорителя. Если динамики акустических систем имеют большие пики и падения в кривой (АЧХ), то некоторые частоты воспроизведённые громкоговорителями будут звучать громче, чем другие. Это субъективно воспринимается, как нарушение тонального баланса звучания деревянных духовых и струнных инструментов, кажущиеся резонансы или выкрики женского вокала, произвольное перемещение (метание) звуковых образов между акустическими системами.Низкие фазовые, интермодуляционные, гармонические искажения столь же важны, как и линейность ширины полосы. Искажения динамиков имеют разные гармонические ряды, что очень существенно влияет на их звучание (окрашивание), что свидетельствует о несовершенстве самых современных громкоговорителей. В акустических системах фазовые искажения порождаются как свойствами их корпуса, а в многополосных системах еще и свойствами разделительных фильтров. Низко чувствительные акустические системы при малой громкости имеют значительные провалы в АЧХ, что приводит к сужению их динамического диапазона. Сужение динамического диапазона воспринимается на слух, как потеря высокочастотных и низкочастотных составляющих, и повышенная громкость восприятия среднечастотных составляющих. Этой физической особенностью обладают наши органы слуха, лучше слышать в среднечастотном диапазоне. Низко чувствительная акустическая система при малых мощностях (и при больших мощностях, где в мощном сигнале присутствуют слабые сигналы), просто физически не в состоянии донести до слушателя высокочастотный спектр звукового сигнала. ВЧ составляющие, излучаемые маленькой диафрагмой ВЧ динамика с маленькой амплитудой, просто физически затухают в воздушном столбе между акустикой и слушателем. То же относится и к низкочастотному диапазону, особенно к НЧ динамикам компрессионного типа с малым диаметром диффузора. При маленьких уровнях громкости, уже нельзя пренебрегать упругостью воздуха находящегося между акустическими системами и слушателем. В таких случаях для корректировки АЧХ низко чувствительной акустической системы приходится применять разнообразные темброблоки, АЧХ корректоры, тон компенсаторы и т.д., что существенно ухудшает общее звуковоспроизведение. Но существует другой радикальный метод существенного улучшения звуковоспроизведения, как при маленьких, так и при больших подводимых мощностях, позволяющий иметь широкий динамический диапазон. Это повышение общего КПД акустических систем, в том числе и использования рупоров (горнов), позволяющие согласовать звуковое давление диафрагмы громкоговорителей с внешней воздушной средой. Рупорное оформление уменьшает нелинейные искажения динамика, выравнивает неравномерности его АЧХ. Акустические системы с высоким КПД прекрасно подходят для маломощных ламповых усилителей. Такие высокочувствительные акустические системы можно сделать самим, на базе профессиональных и кинотеатральных динамиков.
Рупорная трёхполосая акустическая система Horn 4a32_1a20-S_PT25-2-S. В СЧ (1А20) и ВЧ (PT25B-2) динамиках установлены новые диафрагмы из натурального шелка, изготовленные по собственной, оригинальной технологии. Звуковое давление ВЧ динамика (PT25B-2) увеличено до 102dB, за счёт переделки магнитной системы. Вместо широкополосного динамика 4А32 лучше установить кинотеатральный динамик 25ГДН4, что позволяет в этом акустическом оформлении получить частотный диапазон 50Гц-20кГц с чувствительностью 102дБ/м.
Рис №1. Ящик посчитан на 1/4 длины волны 150гц. Красная линия, это реальная АЧХ кинотеатрального громкоговорителя 25ГДН4, измеренная микрофоном с передней стороны диафрагмы громкоговорителя, который находится в акустическом оформлении " Задний рупор" Рис №1. Хорошо видно, что реальный воспроизводимый частотный диапазон по уровню - 10дБ простирается от 60Гц до 3кГц, а 80Гц по уровню 100дБ. Нижний жёлтый график, это гармонический ряд динамика, искажения (THD) на частоте 200Гц равны 0,78%, что очень хорошо!
Следующий график верхняя желтая линия, это реальная АЧХ кинотеатрального громкоговорителя 25ГДН4, измеренная микрофоном с выхода заднего рупора, т.е. с задней стороны диафрагмы громкоговорителя, который находится в акустическом оформлении "Задний рупор" Рис №1. Хорошо видно, что реальный воспроизводимый частотный диапазон по уровню - 10дБ простирается от 40Гц до 650Гц, (задний рупор работает как акустический фильтр), а 150Гц поднялся по уровню до 110дБ, хорошо!!! Нижний жёлтый график, это гармонический ряд динамика из заднего рупора, искажения (THD) на частоте 200Гц уменьшились до 0,14% (свойство рупора уменьшать искажения), что очень хорошо!!! Выходная фаза из заднего рупора инвертируется и складывается с передней. При прослушивании этой акустической системы с ламповым усилителем, звук был детальный и большой, бас очень быстрый и упругий.
Реальная АЧХ измеренная с 6кГц, доработанного рупорного ВЧ динамика PT25B-2 (магнитная система, предрупорная камера и т.д.). У него маленькая неравномерность (положительное свойство рупора выравнивать АЧХ) и большая чувствительность 102дБ/м.
______________________________________________________
Рупорная двухполосая акустическая система "Horn 4a32_PT25B-2-S".Частотный диапазон 40Гц-20кГц Чувствительность 96дБ/м В рупорном высокочастотном динамике PT25B-2 установлена новая диафрагма из натурального шелка, магнитная система оставлена прежняя. В этой акустической системе широкополосный кинотеатральный динамик 4А32 работает во всем диапазоне частот, а ВЧ динамик PT25B-2-S подключен через высококачественный конденсатор емкостью 1 Mkf в одной фазе с 4А32. Кинотеатральный динамик 4А32 с редкоземельным (литым) магнитом звучит лучше, чем ферритовый. Есть такое понятие, как "ферритовый звук".
Рис №2. _____________________________________________________________ За дополнительной информацией можно обратиться E-mail: leohornus@yahoo.com При использовании материалов статьи, ссылка обязательна. |