Мой опыт переделки усилителя Прибой 75ум-104с

Постараюсь описать ту тягостную ситуацию, сложившуюся в нашей стране с усилителями (отечественными)... Большинство серийных усилителей страдают низким качеством воспроизведения. То есть хотя они и соответствуют заявленым в паспорте требованиям, но слушать их не приятно (при наличии слуха, конечно). По моему мнению, виноваты в этом не проектировщики этого усилителя, а те, кто занимался организацией серийного производства: проект проходил несколько инстанций на каждой из которых какой-нибудь инженеришка вносил свои "улучшения" с целью уменьшения затрат, упрощения производства и т.д. Сами понимаете, хорошего в этом мало.

Однако, вернемся к нашему "барану", т.е. усилителю "Прибой". Это первое поползновение возврата к устаревшей ламповой технологии. Однако, для обеспечения высокой выходной мощности были сделаны некоторые вещи, не совсем хорошие для звука (как то введение ООС, использование пентода 6ж32п известного своим микрофонным эффектом, выходной каскад в классе В). Было сделано 2 варианта: 50ум-204 и 75ум-104 отличавшихся только выходной мощностью (напряжением подаваемым на выходной каскад).

Кстати, вот его схема:
Формат, размер Ссылки
DjVu Solo, 130k Схема (прислал Константин)
DjVu, 59k Вид платы (прислал Константин)

Но опять же, это отступление... Теперь о моем опыте приобретения этого "чуда совкостроения"...

Сначала была приобретена не б/у акустика Амфитон 50ас-022 (пролежала на складе 10 лет). Купив Прибой 75ум-104 и эквалайзер Прибой э024с (и подсоединив его к АС, я был проажен мягкостью высоких частот, плавностью басов и несклько разочарован серединкой. Правда, этот недостаток частично решила смена проводки в АС, но... В общем, слушать этот аппарат с эквалайзером Прибой-Э024С было довольно приятно (меня коробило, когда я проходил на рынке рядом с работающими транзисторниками из-за скрипучих и шурщащих высоких). Но всему есть предел, и мне захотелось улучшить его звучание (благо я знал о возможности его улучшения)...

После долгих поисков по интернету я наткнулся на упоминание о схеме переделки Прибоя:

А.М.Лихницкий От "транзисторного" звучания усилителя Прибой к "ламповому", Аудио магазин, 1/1996.

Записав номер и год я отправился в библиотеку и через каких-то двадцать минут стал обладателем ксерокопии данной статьи.

Кстати, вот она:
Формат, размер Ссылки
DjVu Solo, 104k Cтатья из АМ
DjVu Solo, 196k Комментарии автора (из АМ) (прислал Константин)
DjVu Solo, 393k И статья, и комментарии (прислал Константин)

Единственное отличие моего усилителя (75ум-104)- наличие двух обмоток на 192в. Т.е. особой потребности в перемотке силового трансформатора не было. Еще, дроссели я поставил от ламповых телевизоров (в результате часть напряжения осела на них, хорошо видны на фото левого канала - возле фронтальной панели) и электролиты в фильтре по 200мкФ (от того же прибоя). Регулятор громкости - вместо родных ползунков сделана ручка (на виде спереди расположена справа).
Вид спереди. Верхняя крышка снята

Теперь, собственно, о возникших трудностях. Контрукция корпуса позволяет установить платы каналов и появляется место для установки платы дросселей (слева) и регулятора громкости (справа). Платы каналов были сделаны из одностороннего фольгированного стеклотекстолита. Размер плат 10х19 см. Отверстия под ламповые колодки вырезаны электролобзиком (лезвие по металлу в процессе изготовления обеих плат стирается полностью).

Разводка канала приведена в формате DjVu:
Формат, разрешение, размер Ссылки
DjVu Solo, 150dpi, 8k wiring_sol

Для питания индикатора (светодиод) была намотана дополнительная обмотка из 5 витков. Провод можно брать любой.

Резисторы МЛТ на 2Вт, кроме R12, R13 (5Вт) и R14, R15 (10 Вт). С1 - 250мкФ Nichicon (черная банка, хорошо видна на укрупненном фото одного канала) , разделительные 0.1 мкФ К40у-9 (обмотаны красной изолентой, поэтому хорошо видны на виде снизу).

Внутренняя проводка: каждый канал разведен обмоточным проводом диаметром 0.9 мм, питание к платам каналов подводится многожильными от самого Прибоя, сигнальные цепи (от входа до регулятора громкости и от него к платам каналов) - самодельный "микрофонный" кабель из 2 витых пар подключенных параллельно из МГТФ (сечение не помню, но самый толстый из обнаруженых на рынке) перевитых между собой и помещенных в оплетку. Подключение стандартное - внутренние провода сигнал и земля, экран со стороны принимающией сигнал - на землю. (на виде сверху видны как красные провода)

Разводка земли - звездой: центральная точка в точке крепления выходного трансформатора (надо перенести на штатный лепесток - на каркасе в районе выходных трансов), оттуда разведена на питание накалов ламп (центральная точка накальных обмоток - они сделаны звездой в силовике), каждый из каналов и на экраны входных ламп 6н1п (или 6н23п).
Вид сверху Вид снизу
Левый канал укрупненно
В качестве регулятора был использован L-аттенюатор на 24 положения (многопозиционный переключатель от медицинского агрегата сделанного в Венгрии). К сожалению, из-за досадного недосморта, я начал паять цепочку резистров не с того конца, в резултьтате получился не регулятор громкости, а ослабитель входного сигнала (что, впрочем, не слишком напрягает).

Единственный недостаток (точнее, недосмотр конструкции), это передача щелчков многопозиционника через корпус входным лампам, и как следствие - микрофонный эффект в виде тихого звона, что, в общем-то, тоже не мешает. Хотя этот недосмотр проявляется только при использвании в качестве входных ламп 6п23п. На 6н1п все OB...

Паялось все серебро-оловянным припоем (4% серебра) фирмы Multicore Solders - исключительно приятный припой, но съедает медное жало паяльника прямо на глазах. 8)

Вот и вся переделка... Скажу только, что в результате звучание преобразилось, высокие стали прозрачными и более высокими (у заводского варианта, как оказалось, проблемы с высокими и серединой), низ стал почетче а серединка улучшилась просто неузнаваемо...

Кстати, вопреки уверениям Лихницкого (о 90dB акустике), этого усилителя вполне хватало на озвучивание комнаты в 24 кв.м. на акустике с чувствительностью 86дБ.

Иван Клубков, 15.02.2001

Hosted by uCoz